Состав - 07.03.2021, 13:00:Анатолий Сергиевский - Александр Суханов
Фредди Трампер - Александр Казьмин
Флоренс Васси - Анастасия Стоцкая
Светлана Сергиевская - Анна Гученкова
Молоков - Александр Маракулин
Арбитр - Андрей Федоров
Постановка мюзикла "
Шахматы" от "Бродвей Москва" Дмитрия Богачева - знаковое событие для российского мюзиклового театра. И речь не только о том, что премьера состоялась осенью пандемийного 2020 года и спектакль продолжает идти (заходя уже на второй сезон) в очень сложных для театров условиях, но и о самом выборе произведения. Важно и здорово, что у нас ставятся оригинальные постановки современных, но успевших стать классическими мюзиклов, которые ориентированы на взрослого зрителя и готовы дать ему не только яркие, развлекательные впечатления, но и пищу для ума и сердца (и хорошего вкуса, кстати, тоже).
"Шахматы", созданные драматургом Тимом Райсом ("Иисус Христос - Суперзвезда", "Эвита", "Король-лев") и музыкантами группы ABBA Бенни Андерсоном и Бьорном Ульвеусом в 1984 году, рассказывают о борьбе советского и американского шахматистов за титул чемпиона мира в разгар Холодной войны. Спортивная драма, политические интриги и трагедия простых человеческих судеб, попавших в жернова эпохи - многогранность истории и неоднозначность героев обретают воплощение не только в сложном сюжете и масштабных визуальных решениях, но и впечатляющей музыке, которая объединяет поп, рок, элементы рэпа и симфоническую музыку. Даже если вы никогда не слышали о самом мюзикле, вы наверняка слышали мега-известную песню "One Night in Bangkok" - она родом именно из этого мюзикла. И это не единственный хит: Pity the Child, Nobody's Side, I know him so well, Where I want to be, Endgame и многие другие музыкальные темы вряд ли оставят вас равнодушными.
Сколько я помню, "Шахматы" традиционно ставят
читать дальшев более-менее камерном формате, без масштабных декораций, с намеренным затемнением сцены и небольшими световыми акцентами непосредственно на актерах. Это хороший, действующий и понятный концепт, отлично работающий на драматическую составляющую спектакля. Тем не менее, иногда возникает подсознательное желание чего-то нового. И в этом плане московская постановка будто бы идет от обратного: она про свет, воздух, простор, масштаб, про уход от привычных, отработанных визуальных решений. Это, безусловно, дело вкуса, но мне импонирует идея, которая вырисовывается из такого оформления: большая сцена, много света, высокие "стеклянные" конструкции трансформирующейся декорации, уместная яркость видео-ряда - и рефреном повторяющийся в начале и финале образ аэропорта и самолета, который своим прилетом и отлетом закольцевывает историю, но не в замкнутый круг (о котором, кстати, поет главный герой), а в спираль. Визуальное решение спектакля не запирает нас в "черном ящике" со всеми вытекающими из него эмоциями-последствиями, а дарит надежду на просветление, освобождение от приземленных страстей и забот и обретение душевного покоя, что прекрасно перекликается с адаптацией самой пьесы (а еще образ самолета кажется мне оммажем "Норд-Осту", ну и опосредованно - "Мисс Сайгон").
Что касается пьесы и расстановки смысловых акцентов, мне близко решение взять за исходную точку первоначальный концепт-альбом и использованный в нем порядок сцен (в частности, эпилог, состоящий из триптиха "Ты и я" / "История шахмат" / репризы "Ты и я"). Конечно, бродвейский финал с репризой "Гимна" от главной героини, оставленной и обманутой всеми этими интриганами от политики и шахмат, делает акцент на разрушительности политических амбиций и противостояния двух систем, и это бескомпромиссная, обвиняющая точка в финале истории без намека на возможность чего-то лучшего. Остросоциальная тема. Лиричный и более отвлеченный дуэт "Ты и я" в этом сравнении может показаться уходом от ответа на поднятые социально-политические вопросы, но для меня он скорее уравновесил их, увел от агитационной ангажированности. В итоге лирическая и политическая линии очень правильно оттеняют основную тему - тему шахматной игры, не просто как спорта, но как высокой идеи, которая важнее игроков и их амбиций.
Актерский состав прекрасно воплощает эту тему на сцене, избегая однозначных ярлыков про хороших и плохих. Советский шахматист Анатолий Сергиевский (Александр Суханов), оставаясь главным героем и катализатором большинства событий, далек от стереотипных представлений о мечущемся интеллигенте, который в попытках разобраться в себе превращает в хаос не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Этот человек, рациональный до мозга костей, вещь-в-себе и себе же абсолютно на уме, далек от сентиментальности и пустых терзаний. Он осознанно принимает решения и их цену, даже сбегая из страны, бросая жену с сыном и сходясь с секунданткой своего недавнего противрика. Странно было бы облагораживать такого человека, и мне очень импонирует, что Суханов объясняет, но не оправдывает своего героя. И такой подход, сопоставляющий объективные недостатки с объективными же достоинствами (невозможно не признать ум шахматного гения, искреннюю преданность единственному делу жизни и фантастическую силу воли, которая даже неблагоприятную ситуацию способна превратить в триумф свободного выбора), видится мне наиболее уместным для этого персонажа.
Американский гроссмейстер Фредди Трампер (Александр Казьмин) своим характером едва ли не полностью противоположен сопернику: импульсивен, экспрессивен, жаден до признания и славы, но в то же время презирает ее - и, глубоко внутри, самого себя. За образом эпатажного и скандального шахматного гения до сих пор живет недолюбленный ребенок, озлобленный на родителей, но все равно пытающийся что-то им доказать и терзаемый этими фантомами. Именно эту сторону образа акцентирует Казьмин, проводя своего героя по пути запоздалого взросления. И если триумф Сергиевского проявляется в уме и силе воли - то Трампер находит эмоциональный катарзис и свои лучшие человеческие качества, когда видит в русском не соперника, а соратника - такого же преданного служителя великой, высокой шахматной игры, какого практически не сыскать в окружении спортивных и политических функционеров.
Флоренс Васси (Анастасия Стоцкая), сначала - секундантка и спутница Трампера, затем - возлююбленная Сергиевского, наверное, ярче других персонажей воплощает в себе главную максиму мюзикла - "игра важнее игроков". Не лишенная политических предубеждений и здорового цинизма взрослой женщины с не самым радужным жизненным опытом, она в то же время стремится вести честную игру и сохраняет в душе надежду на то, что эта стратегия позволит сохранить ей достоинство если не победительницы, то не-проигравшей. Но в мире политиков, которые интригуют во имя своих держав, и шахматистов, для которых чувства живых людей менее значимы, чем судьба фигур на доске, ее надежды оказываются наивны и делают ее уязвимой. И вот этот контраст жесткой деловой женщины и уязвимой девочки из прошлого, которая до сих пор надеется обрести дом и защитника, особенно хорошо удается Стоцкой, и скорби ее героини в финале однозначно веришь.
Бывшая жена Сергиевского Светлана (Анна Гученкова) в каком-то смысле отражение Флоренс. На первый взгляд - это милая, домашняя женщина, сознательно дистанцировавшаяся от жестокости спорта и политики. Но за этой мягкостью скрывается горькое трезвомыслие женщины, которая за годы брака очень хорошо узнала характер мужа и малозначимость эмоций как аргументов в споре с ним. Она и не спорит, принимая, что сердце этого человека принадлежит не ей и даже не новой возлюбленной, а шахматной игре (то, что станет для Флоренс горьким и шокирующим открытием). Но за то немногое, что у нее есть - честное имя, благополучие сына - она готова сражаться без ложного стеснения. Гученкова вкладывает в свою героиню удивительную стойкость, которую совершенно не ожидаешь от нее в начале истории и которая проявляется и в мягком спокойствии, и в решительной воинственности человека, которому нечего терять и который чувствует за собой правду.
КГБшник Молоков (Александр Маракулин), наверное, единственный персонаж, которого можно заподозрить в стереотипности по его роли в сюжете, но Маракулин разбивает эти подозрения в пух и прах своей невероятной харизмой. Обаятельный интриган, веселый подлец, откровенно наслаждающийся своей работой и абсолютно уверенный в правильности и необходимости своих методов. Ты ясно понимаешь, что этот человек - расчетливый манипулятор, не гнушающийся шантажа и провокаций, но он настолько органичен и заразителен в своем охотничьем азарте, что этой харизме все равно поддаешься. Это впечатляет как непредсказуемая стихийная сила. В этом плане, пожалуй, я даже могу услышать в маракулинской "Советской машине" отголоски пляски опричников из эйзенштейновского "Ивана Грозного".
Наконец, Арбитр (Андрей Федоров) - самый таинственный персонаж. Без имени и прошлого, он находится в самом центре истории и судит шахматные партии чемпиона мира и претендента. Недосказанность и резонирующая функция (именно Арбитр поднимает тему высокой игры, которая важнее игроков, и ее священных правил, на страже которых он стоит) позволяют трактовать этот образ по-разному: и как вполне материального, живого арбитра, и как метафору, символ всех когда-либо живших судий, хранителя "Истории шахмат", которую он рассказывает в эпилоге: не кому-то конкретному, не по сюжету - а зрителю, разрушая "четвертую стену". В моих глазах Федоров воплощает именно второй вариант: его Арбитр действительно беспристрастно следит за соблюдением правил, и выходки того же Трампера не просто раздражают - оскорбляют его. Но, стоя над соперниками-шахматистами, он не опускается до их уровня взаимодействия. Сохраняя самообладание, презентуя себя с осознанным достоинством, он представляет собой не идеал игрока, но саму игру.
В общем, все увиденные мной артисты создали убедительные, логичные в предложенных обстоятельствах и достоверно прожитые образы.
Но есть и другой состав, который однозначно заслуживает внимания и который я планирую увидеть в новом сезоне.
#играпродолжается
Если что, для нее любой наш ГБист - априори положительный персонаж, по принципу "наши хитроумные разведчики и ихние подлые шпиёны"
Но нет, обошлось. Мне кажется, в нашей постановке в принципе старались уйти от излишней политизированности. Да, идейное, политическое и спортивное противостояние. Да, у каждого своя правда. Но "сверху" никто не объявляет, что одну сторону или персонажа мы считаем исключительно хорошими, а остальных - исключительно плохими.
Хочу теперь посмотреть по максимуму отличный состав, чтобы понять, насколько такое восприятие спектакля зависит именно от актерских трактовок.