Со вчерашним закрытием "Последнего испытания" в постановке Леге Артис (чуть позже выложу свой отзыв) я чуть не проворонила релиз нового альбома Мельницы. Спасибо ленте, где постоянно всплывают обсуждения, а то бы вышло как с "Алхимией" в прошлом году - все ждала, ждала, а в итоге пропустила релиз и презентацию, и пришлось искать диск по всей Москве *смеется* В общем, поддавшись общему порыву, хочется тоже сформулировать свои впечатления о "Химере" (и заодно об "Алхимии", т.к. вместе они составляют официальный диптих) и поделиться ими, но начать придется с небольшой предысторией.
Про АнгелофрениюВообще с Мельницей я познакомилась где-то во времена выхода "Зова крови" и холиварную эволюцию группы в "Ангелофрении" и далее наблюдала в режиме реального времени, хоть и не участвовала. Почему-то для многих поклонников группы было принципиально важно занять крайнюю позицию: либо "куда делась вся магия", либо "вот теперь это действительно музыка, а не непонятно что". Меня эта беда, к счастью, миновала. При всей любви к мельничной классике вроде Дороги сна, Воина вереска, Королевны, Дракона и многим другим песня, которые я горячо люблю и сейчас, "Ангелофрения" в 2012 году на меня обрушилась неумолимо судьбоносно, как булгаковский убийца с финским ножом. При всей пестрости и неоднородности альбома как по звучанию, так и по сюжетам, концептуально "Ангелофрения" оказалась именно тем, что ноосферно отразило все изменения в моей жизни и мировоззрении и зарядило энергией на годы вперед. Постмодернисткая ангельская тематика меня так до сих пор и преследует, как и железные дороги, и ноосферная Москва, и все-все-все остальное. В общем, для меня явление этой новой, не древне-мифологичной, а постмодернистски-магической Мельницы оказалось очень своевременным положительным опытом, а "Дороги" очень помогли окончательно воспринять это естественное продолжение пути. В свое время "Ангелофрения" стало основой нескольких очень интересных философских бесед в моей жизни, и когда-нибудь я даже постараюсь их резюмировать в каком-нибудь эссе, чтобы больше не терять
Про Алхимию и ХимеруЭта преамбула понадобилась мне для того, чтобы объяснить, что к "Алхимии" как к продолжению эксперимента по осовремениванию Мельницы я сразу отнеслась если не однозначно одобрительно (мне все-таки свойственен определенный скептицизм), то с сильным предвкушением. И, собственно, разочарована я не была. Да, понадобилось прослушать альбом пару раз, но после такого, как у меня на руках оказалось официальное издание с буклетом, я просто с головой ухнула в этот концепт, потому что "Алхимия" - тот случай, когда аудио-часть альбома неотделима от его визуальной составляющей. Если вы слушали "Алхимию" - вы слушали звонкий зимний полдень, подобный звенящему в быстрине льду. Если вы _читали_ "Алхимию" - вы говорили с тем, что выходит к кострам бездонной зимней ночью. Речь о цветовой гамме, иллюстрациях и текстах. Они действительно дополняют смысл звучащих песен, а уж стихотворные интро и аутро - это просто удар наповал, после которого себя прежнего надо заново собирать по кусочкам и добровольно-принудительно обновлять свое мировоззрение. Это то, что в "Ангелофрении" было лишь отголоском, намеком, вестью грядущего. Мельничная "Алхимия" действительно про алхимию - не ту, что создает золото из ничего и дарует вечную молодость, а ту, что сквозь тернистый путь духовного совершенствования и испытание огнем ведет к духовному бессмертию. "Алхимия" стала для меня действительно новой Мельницей, которая рассказывает не о неком "я" в мифологическом пространстве, а о мифологическом пространстве внутри этого "я". Если в "Ангелофрению" выплеснулся весь жар выплавки Великого Делания, а в "Алхимии" это новое "я" выкристаллизовалось и предстало перед нами в своем беспощадном совершенстве. Вот эта очень осмысленная, мифотворческая и алхимичная история, для которой "Ангелофрения" была предчувствием, разговором с Ноосферой, тоже оказалась для меня очень своевременной. И оно прекрасно, неким необъяснимым образом объединило для меня три мои любимые группы - Мельницу, Оргию праведников и Пикник, из творчества которых я могла бы сформулировать свое текущее мироощущение и мировоззрение. Две любимые песни из "Алхимии"
В общем, по совокупности причин я очень ждала "Химеру". Было интересно, как будет выглядеть завершение диптиха, чтобы оно, с одной стороны, было в связке с "Алхимией", а с другой - отражало суть своего названия, его хтоническую природу. И вот момент истины настал =) "Химера" оказалась... химерой, да. С одной стороны, она однозначно является продолжением-отражением "Алхимии" что по визуальному оформлению (которое также полностью оправдывает название "Химера" *нервный смех*), что по определенным особенностям звучания и текстов. С другой стороны, вот это самое звучание и тексты, атмосфера и истории - они однозначно из той, старой, мифологической Мельницы, что однозначно стало подарком для страждущих магии олдфагов. Тут я без претензий, ибо, повторюсь, одинаково люблю все периоды мельничного творчества и оцениваю новый альбом исключительно по шкале "мое - не мое". Собственно, о впечатлениях. Пока я распробовала не все песни (и некоторые наверняка не распробую до концерта-презентации), но есть три композиции, которые меня все же зацепили с первого-второго прослушивания. Со всего альбома, по мере объявления песен, я изначально ждала только Список кораблей, который закрывает "Химеру". Я полюбила его еще в акустическом звучании и концертном исполнении, которое, несмотря на печальную историю, было драматически насыщенным в плане не столько страданий, сколько их преодоления. Была в Списке эта роковая сила веры и надежды, которые вопреки всему. В официальном релизе звучание песни (и вроде бы какие-то слова) изменились, но не скажу, что стало хуже. Стала более выраженной тема гибели, музыка в начале и в конце песни создает почти осязаемо ощущение погружения в толщу воды, в морскую пучину. И сравнение с Дредноутом, который закрывал "Алхимию", стало еще более острым: то, что сначала воспринималось мной в том же ключе, что и Дредноут (который лично мне кажется намного более сильным, чем Никогда, почти не уступающим Войне), стало его противоположностью. Герой Дредноута полон той самой роковой силой, готовностью пройти все круги ада или любое другое испытание, чтобы вернуться к ней. Но герой Списка кораблей, быть может, пройдя тот же путь, гибнет сам и видит ее гибель, и в этом, наверное, отражена вся хтоническая суть мифологии "Химеры", которая одинакова безжалостна к богам, героям и чудовищам. И в то же время, альбомная версия Списка кажется мне очень алхимичной и по звучанию, и по атмосфере.
Из других песен мне однозначно понравился Обряд" Это еще один отличный пример алхимического единения старой и новой Мельницы. Сюжетно эта песня стоит в одном ряду с Драконом, Змеем, Невестой Полоза. Но звучание у нее мощное, аранжировкой напоминающее больше "Ангелофрению" и "Алхимию", нежели более ранние альбомы. А все вместе это создает ту самую хтоническую мифологию, темную сторону сказок, страшную сторону любви. Сюжетом и своей мрачной атмосферой, а также названием песня безумно напомнила мне "Ритуал" Дяченко, а звучанием - его помотивную экранизацию "Он - дракон", где была очень мощная, страшная, хтоничная песня-призыв к дракону. А визуализация этой песни в буклете меня беспощадно добила. В тексте змей, конечно, серебряный, но по иллюстрации и сути - тот самый архетипический золотой дракон.
Наконец, третья песня - это "Бес джиги", открывающий альбом. Своим старым-добрым мельничным звучанием он сразу задает настроение, но мне он понравился не этим, а текстом. Этот бес-трикстер как будто заглянул в альбом из "Ангелофрении" - эта лукавая задорность, увлекающая в колдовской танец, эта остроумная и меткая игра словами, это очень говорящее начало альбома, создающее впечатление, что Хелависа поет не о каких-то безликих "лирических героях", а именно о себе и группе.
P.s.Кто-нибудь хочет поиграть в сопоставление песен диптиха? =) Мне в голову пока пришли очевидные Тристан-Изольда, упомянутые Дредноут - Список кораблей и еще Прощай - Любовь во время зимы.