немного огня – середина пути (с)
Публикация VK
Публикация на Дыбре
ЭПИЛОГ | EPILOG
(УБИЙСТВО | DAS ATTENTAT)
Оригинальное либретто - Михаэль Кунце
Эпилог.
В абсолютной темноте раздаётся голос Судьи.
читать дальше
ГОЛОС СУДЬИ:
Что вам понадобилось в Женеве?
ЛУКЕНИ:
Собирался убить принца Орлеанского. Но тот не приехал.
Постепенно становится светлее. Лукени стоит перед рампой и смотрит в ту сторону, откуда доносится голос Судьи.
ГОЛОС СУДЬИ:
Тогда почему вы выбрали жертвой императрицу Элизабет?
ЛУКЕНИ:
Il giornale! Я прочитал о том, что она как раз была в городе.
ГОЛОС СУДЬИ:
Когда это было?
ЛУКЕНИ:
10 сентября 1898 года. Un giorno bellissimo, солнечным днём.
Сцена становится всё более освещённой. Набережная перед женевским отелем "Beau Rivage". Лукени вытаскивает из кармана куртки газету и прислоняется спиной к одному из растущих здесь каштанов.
Раздаётся гудок корабля. Появляются Элизабет и графиня Штарай, обе одеты в дорожную одежду, императрица – со своим неизменным белым зонтом от солнца. Швейцар из отеля провожает их с низкими поклонами. Лукени отбрасывает газету в сторону, выхватывает заточку и укрывается за деревом.
Элизабет обращает внимание графини Штарай на осеннее цветение каштанов, но та поторапливает императрицу, боясь опоздать на корабль. Обе дамы идут через безлюдную набережную к причалу, где стоит пароход.
Лукени выскакивает из своего укрытия за деревом и пересекает набережную на пути к парапету у озера, затем резко разворачивается и стремительно бежит к Элизабет. Та вместе с графиней Штарай отступают в сторону, чтобы увернуться его него.
Лукени заносит правую руку, наклоняется, будто намеревается заглянуть под зонтик Элизабет, и вонзает напильник ей в грудь. Элизабет падает на спину.
ГРАФИНЯ ШТАРАЙ:
Ваше Величество! О Боже! На помощь! О Боже!
К ним спешит кучер. Лукени убегает прочь. Графиня и кучер помогают Элизабет подняться. Та отвергает помощь и даёт понять, что с ней ничего не произошло. Она поправляет свои пришедшие в беспорядок волосы и вместе с графиней Штарай продолжает их путь к кораблю. Тем временем набережная наполняется многочисленными прохожими, среди которых появляются тени Смерти. Двое полицейских волокут скалящего зубы Лукени.
Внезапно Элизабет хватается за грудь и со стоном оседает. Над ней наклоняется перепуганная графиня Штарай.
ГРАФИНЯ ШТАРАЙ:
Врача. Скорее! Врача! Боже, она умирает!
Со всех сторон прохожие сбегаются на арьерсцену и образуют столпотворение вокруг раненой императрицы.
В этот момент на авансцене появляются Элизабет и Смерть.
* Комментарий переводчика
читать дальше
10 сентября 1898 г. императрица Елизавета Баварская была убита. Произошло это среди белого дня, в субботу, когда Елизавета, никогда не заботившаяся вопросами личной безопасности, в сопровождении единственной фрейлины - графини Ирмы Штарай - шла по набережной Женевы. Роковой удар был нанесен заточкой - заточенным трехгранным напильником. Но сначала никто не понял, насколько он серьезен: Елизавета даже толком не заметила его, решив, что сбивший ее с ног мужчина был просто-напросто грабителем. Лишь спустя несколько минут, продолжив прогулку с фрейлиной, императрица резко почувствовала слабость и боль в области сердца. Осев на землю, она потеряла сознание и вскоре скончалась от внутреннего кровотечения.
Убийца же был схвачен прохожими в тот же день, предан суду и приговорен к пожизненному заключению. Им оказался итальянский анархист Луиджи Лукени. Выросший в сиротском приюте, насмотревшийся на знатных офицеров во время службы в итальянской армии (среди прочего, был награжден за участие в Абиссинской войне между Италией и Эфиопией 1895-1896 гг.), а позже, при работе строителем в швейцарской Лозанне, познакомившийся с идеями анархизма, он поставил себе цель уничтожать богатых высокородных паразитов, которые стекались на курорты Швейцарии со всей Европы.
Поворотным моментом, который привел Лукени к решению вершить кровавую месть верхам, называют события начала 1898 г., когда итальянский король Умберто I санкционировал кровавое подавление восстания рабочих в Милане, в ходе которого с 1 по 6 мая было убито около 500 рабочих, а еще более тысячи - ранено. Однако отсутствие денег помешало Лукени отправиться для свершения мести непосредственно в Италию, и он стал искать другие возможности.
Тогда первой жертвой был выбран прибывший в швейцарскую Женеву проездом принц Филипп Орлеанский - представитель Орлеанского дома, претендент на французский престол в 1894-1926 гг. (к слову, женатого на австрийской принцессе из венгерской ветви дома Габсбургов - Марии Доротее Амалии Австрийской). Однако принц уехал из Женевы прежде, чем Лукени успел подготовить нападение.
Идеологическая акция - убить одного представителя монархии для того, чтобы устрашить всех остальных (еще одна социальная краска в картине преступления: орудием убийства стала самодельная заточка, потому что денег на пистолет или стилет у преступника не было) - оказалась под угрозой срыва. Но тут удача улыбнулась Лукени, в тот же миг отвернувшись от австрийской императрицы: хотя та путешествовала практически инкогнито, без большой свиты и процессий, как частное лицо, чтобы не привлекать опротивившее ей внимание общественности, женевские газеты все же написали о прибытии Елизаветы - и так Лукени нашел себе новую, даже более достижимую цель нападения.
Однако свершившийся акт анархической "пропаганды делом", призванный стать катализатором революции, не привел к тем результатам, на которые рассчитывал Лукени. Вместо революционного восстания он вызвал волну антианархистских и антиитальянских настроений. Убийство первой красавицы Европы, царствующей императрицы и просто-напросто беззащитной женщины всколыхнуло общественность - и консервативную, и либеральную, для которой тяготившаяся монархическими обязанностями и чуть ли не уговаривавшая мужа отречься от престола просвещенная императрица была левее и либеральнее итальянского террориста, у которого за спиной были и участие в колониальной войне, и несостоявшаяся попытка стать начальником тюрьмы через армейские связи.
Убийство Елизаветы Австрийской даже стало причиной проведения в декабре 1898 г. Римской международной конференции по борьбе с анархизмом, на которой делегаты из 21 страны определили анархизм как терроризм и постановили создать агентства для слежки за подозреваемыми анархистами и разрешить смертную казнь за убийство монархов.
Несмотря на это, планы Лукени принять мученическую смерть за анархическую идею тоже были сорваны. Суд над ним состоялся в Женеве, в которой смертная казнь была отменена, и Лукени был осуждено "всего лишь" на долгое, мучительное - и совсем не такое эффектное пожизненное заключение. Узнав об этом, анархист пришел в ярость и даже требовал, чтобы его судили в другом кантоне, но восхождение на эшафот все равно не состоялось. Вместо этого он провел 12 лет в женевской тюрьме "Эвэше", где успел написать собственные мемуары... прежде чем покончил с собой.
Луиджи Лукени был найден повешенным в своей собственной тюремной камере 19 октября 1910 г. На момент смерти ему было 37 лет. Его голова была отделена от тела и передана ученым для изучения мозга преступника, после чего законсервирована в формальдегиде и до 1985 г. хранилась в Женевском университете. После этого она была перевезена в Вену, где до 2000 г. выставлялась в Наррентурме ("Башне дураков", о которой шла речь в комментарии к сцене "Дурдом" / "Безумная" / "Прах, прах, лишь прах") и только потом была захоронена на Центральном кладбище Вены.
Любопытно, что самая Елизавета Баварская прекрасно знала о том, что в Швейцарии в те годы особенно часто случались нападения анархистов. Более того, буквально на несколько дней до убийства женевская полиция предупреждала императрицу об опасности и просила согласиться на выделение охраны, однако Елизавета отказалась.
В своих стихотворных дневниках (опубликованы под названием Das poetische Tagebuch - https://www.projekt-gutenberg.org/elisabet/poettage/c..) она оставила следующие строки:
Schweizer, Ihr Gebirg ist herrlich!
Ihre Uhren gehen gut.
Doch für uns ist sehr gefährlich
Ihre Königsmörderbrut!
"Швейцарцы, Ваши горы великолепны!
Ваши часы точны.
Вот только для нас очень опасно
Ваше братство цареубийц!"
Публикация на Дыбре
ЭПИЛОГ | EPILOG
(УБИЙСТВО | DAS ATTENTAT)
Оригинальное либретто - Михаэль Кунце
Эпилог.
В абсолютной темноте раздаётся голос Судьи.
читать дальше
ГОЛОС СУДЬИ:
Что вам понадобилось в Женеве?
ЛУКЕНИ:
Собирался убить принца Орлеанского. Но тот не приехал.
Постепенно становится светлее. Лукени стоит перед рампой и смотрит в ту сторону, откуда доносится голос Судьи.
ГОЛОС СУДЬИ:
Тогда почему вы выбрали жертвой императрицу Элизабет?
ЛУКЕНИ:
Il giornale! Я прочитал о том, что она как раз была в городе.
ГОЛОС СУДЬИ:
Когда это было?
ЛУКЕНИ:
10 сентября 1898 года. Un giorno bellissimo, солнечным днём.
Сцена становится всё более освещённой. Набережная перед женевским отелем "Beau Rivage". Лукени вытаскивает из кармана куртки газету и прислоняется спиной к одному из растущих здесь каштанов.
Раздаётся гудок корабля. Появляются Элизабет и графиня Штарай, обе одеты в дорожную одежду, императрица – со своим неизменным белым зонтом от солнца. Швейцар из отеля провожает их с низкими поклонами. Лукени отбрасывает газету в сторону, выхватывает заточку и укрывается за деревом.
Элизабет обращает внимание графини Штарай на осеннее цветение каштанов, но та поторапливает императрицу, боясь опоздать на корабль. Обе дамы идут через безлюдную набережную к причалу, где стоит пароход.
Лукени выскакивает из своего укрытия за деревом и пересекает набережную на пути к парапету у озера, затем резко разворачивается и стремительно бежит к Элизабет. Та вместе с графиней Штарай отступают в сторону, чтобы увернуться его него.
Лукени заносит правую руку, наклоняется, будто намеревается заглянуть под зонтик Элизабет, и вонзает напильник ей в грудь. Элизабет падает на спину.
ГРАФИНЯ ШТАРАЙ:
Ваше Величество! О Боже! На помощь! О Боже!
К ним спешит кучер. Лукени убегает прочь. Графиня и кучер помогают Элизабет подняться. Та отвергает помощь и даёт понять, что с ней ничего не произошло. Она поправляет свои пришедшие в беспорядок волосы и вместе с графиней Штарай продолжает их путь к кораблю. Тем временем набережная наполняется многочисленными прохожими, среди которых появляются тени Смерти. Двое полицейских волокут скалящего зубы Лукени.
Внезапно Элизабет хватается за грудь и со стоном оседает. Над ней наклоняется перепуганная графиня Штарай.
ГРАФИНЯ ШТАРАЙ:
Врача. Скорее! Врача! Боже, она умирает!
Со всех сторон прохожие сбегаются на арьерсцену и образуют столпотворение вокруг раненой императрицы.
В этот момент на авансцене появляются Элизабет и Смерть.
* Комментарий переводчика
читать дальше
10 сентября 1898 г. императрица Елизавета Баварская была убита. Произошло это среди белого дня, в субботу, когда Елизавета, никогда не заботившаяся вопросами личной безопасности, в сопровождении единственной фрейлины - графини Ирмы Штарай - шла по набережной Женевы. Роковой удар был нанесен заточкой - заточенным трехгранным напильником. Но сначала никто не понял, насколько он серьезен: Елизавета даже толком не заметила его, решив, что сбивший ее с ног мужчина был просто-напросто грабителем. Лишь спустя несколько минут, продолжив прогулку с фрейлиной, императрица резко почувствовала слабость и боль в области сердца. Осев на землю, она потеряла сознание и вскоре скончалась от внутреннего кровотечения.
Убийца же был схвачен прохожими в тот же день, предан суду и приговорен к пожизненному заключению. Им оказался итальянский анархист Луиджи Лукени. Выросший в сиротском приюте, насмотревшийся на знатных офицеров во время службы в итальянской армии (среди прочего, был награжден за участие в Абиссинской войне между Италией и Эфиопией 1895-1896 гг.), а позже, при работе строителем в швейцарской Лозанне, познакомившийся с идеями анархизма, он поставил себе цель уничтожать богатых высокородных паразитов, которые стекались на курорты Швейцарии со всей Европы.
Поворотным моментом, который привел Лукени к решению вершить кровавую месть верхам, называют события начала 1898 г., когда итальянский король Умберто I санкционировал кровавое подавление восстания рабочих в Милане, в ходе которого с 1 по 6 мая было убито около 500 рабочих, а еще более тысячи - ранено. Однако отсутствие денег помешало Лукени отправиться для свершения мести непосредственно в Италию, и он стал искать другие возможности.
Тогда первой жертвой был выбран прибывший в швейцарскую Женеву проездом принц Филипп Орлеанский - представитель Орлеанского дома, претендент на французский престол в 1894-1926 гг. (к слову, женатого на австрийской принцессе из венгерской ветви дома Габсбургов - Марии Доротее Амалии Австрийской). Однако принц уехал из Женевы прежде, чем Лукени успел подготовить нападение.
Идеологическая акция - убить одного представителя монархии для того, чтобы устрашить всех остальных (еще одна социальная краска в картине преступления: орудием убийства стала самодельная заточка, потому что денег на пистолет или стилет у преступника не было) - оказалась под угрозой срыва. Но тут удача улыбнулась Лукени, в тот же миг отвернувшись от австрийской императрицы: хотя та путешествовала практически инкогнито, без большой свиты и процессий, как частное лицо, чтобы не привлекать опротивившее ей внимание общественности, женевские газеты все же написали о прибытии Елизаветы - и так Лукени нашел себе новую, даже более достижимую цель нападения.
Однако свершившийся акт анархической "пропаганды делом", призванный стать катализатором революции, не привел к тем результатам, на которые рассчитывал Лукени. Вместо революционного восстания он вызвал волну антианархистских и антиитальянских настроений. Убийство первой красавицы Европы, царствующей императрицы и просто-напросто беззащитной женщины всколыхнуло общественность - и консервативную, и либеральную, для которой тяготившаяся монархическими обязанностями и чуть ли не уговаривавшая мужа отречься от престола просвещенная императрица была левее и либеральнее итальянского террориста, у которого за спиной были и участие в колониальной войне, и несостоявшаяся попытка стать начальником тюрьмы через армейские связи.
Убийство Елизаветы Австрийской даже стало причиной проведения в декабре 1898 г. Римской международной конференции по борьбе с анархизмом, на которой делегаты из 21 страны определили анархизм как терроризм и постановили создать агентства для слежки за подозреваемыми анархистами и разрешить смертную казнь за убийство монархов.
Несмотря на это, планы Лукени принять мученическую смерть за анархическую идею тоже были сорваны. Суд над ним состоялся в Женеве, в которой смертная казнь была отменена, и Лукени был осуждено "всего лишь" на долгое, мучительное - и совсем не такое эффектное пожизненное заключение. Узнав об этом, анархист пришел в ярость и даже требовал, чтобы его судили в другом кантоне, но восхождение на эшафот все равно не состоялось. Вместо этого он провел 12 лет в женевской тюрьме "Эвэше", где успел написать собственные мемуары... прежде чем покончил с собой.
Луиджи Лукени был найден повешенным в своей собственной тюремной камере 19 октября 1910 г. На момент смерти ему было 37 лет. Его голова была отделена от тела и передана ученым для изучения мозга преступника, после чего законсервирована в формальдегиде и до 1985 г. хранилась в Женевском университете. После этого она была перевезена в Вену, где до 2000 г. выставлялась в Наррентурме ("Башне дураков", о которой шла речь в комментарии к сцене "Дурдом" / "Безумная" / "Прах, прах, лишь прах") и только потом была захоронена на Центральном кладбище Вены.
Любопытно, что самая Елизавета Баварская прекрасно знала о том, что в Швейцарии в те годы особенно часто случались нападения анархистов. Более того, буквально на несколько дней до убийства женевская полиция предупреждала императрицу об опасности и просила согласиться на выделение охраны, однако Елизавета отказалась.
В своих стихотворных дневниках (опубликованы под названием Das poetische Tagebuch - https://www.projekt-gutenberg.org/elisabet/poettage/c..) она оставила следующие строки:
Schweizer, Ihr Gebirg ist herrlich!
Ihre Uhren gehen gut.
Doch für uns ist sehr gefährlich
Ihre Königsmörderbrut!
"Швейцарцы, Ваши горы великолепны!
Ваши часы точны.
Вот только для нас очень опасно
Ваше братство цареубийц!"