Состав - 15.08.2021, 16:00:
Анатолий Сергиевский - Кирилл Гордеев
Фредди Трампер - Александр Бобров
Флоренс Васси - Ольга Беляева
Светлана Сергиевская - Анна Гученкова
Молоков - Александр Маракулин
Арбитр - Денис Дэмкив

Сходить на "Шахматы" еще раз я собиралась с самого начала, чтобы посмотреть разные составы - желательно, поймав каст, наиболее отличный от того, что я видела в марте. Правда, точную дату я не планировала, и здесь случилась чистая импровизация: я вышла в отпуск, дата отъезда незапланированно сместилась, а по анонсам в группах артистов 15 августа выходило почти каст-бинго: Гордеев, Беляева, Бобров и Дэмкив, которых я не видела и хотела увидеть, а также Гученкова и Маракулин, которых я уже видела и с огромным удовольствием увидела бы снова. Так что я взяла билеты на эту дату меньше чем за неделю - и неожиданно попала на юбилейный 100й спектакль Кирилла Гордеева в роли Анатолия Сергиевского.
Мне нравится вырисовывающаяся закономерность: в прошлый раз я также совершенно случайно попала на "Джекилла и Хайда" в его День рождения =D

Так как это отзыв на постановку, которую я уже видела и про которую довольно подробно писала здесь, в этот раз говорить я буду в основном про состав. Но перед тем, как перейти к деталям образов - все же немного об общих впечатлениях.

К моему большому удивлению, во второй поход я смотрела спектакль с большим интересом и вовлеченностью. Для меня этого неожиданно и нетипично: обычно в первый раз я ловлю драйв с новых впечатлений, а уже во второй и далее эмоционально меня не так цепляет, и я больше сознательно слежу за тем, как другой состав решает уже известные мне образы и сюжетные обстоятельства. Чего-то подобного я ожидала и в случае "Шахмат", тем более, ни до первого очного просмотра, ни после него я не могла назвать себя именно поклонником этого мюзикла (в целом, не только московской постановки). Но что-то пошло не так, и, кажется, дело не только в другом составе актеров. Я включилась еще до их появления, на вступлении, потом внимательно следила за всеми участниками "Мерано" и далее, когда пошло больше сольных номеров, все равно не упускала из внимания ансамблевые номера - и музыку. Впрочем, про свои впечатления от музыки я уже рассказывала - они не изменились, только окрепли. Как и другие мысли о нашей постановке, включая решение о финале и смысловых акцентах в нашей версии пьесы.

Но насколько же разным может получиться один и тот же спектакль у разных артистов! Как я уже писала, мне импонирует финал на дуэте "Ты и я": эта лиричная, очень личная тема правильно оттеняет тему большой политики и клубящихся вокруг нее интриг, позволяя выдвинуть на первый план нечто более важное - тему шахматной игры, не просто как спорта, но как высокой идеи, которая важнее амбиций игроков. Такова история каста Суханов-Стоцкая-Казьмин-Гученкова: печальная, принесшая немало страданий (которым явно далеко до финала) всем героям - история о трагическом катастрофическом непонимании друг друга, которое разрушает любовь, доверие и надежду на хоть сколь-нибудь добрый финал, но все же заканчивающаяся на возвышенной ноте осознания своих ошибок. А вот у каста Гордеев-Беляева-Бобров-Гученкова получается совсем другая атмосфера, которая при всех неблагоприятных обстоятельствах дает не просто возвышенную ноту, а очень воодушевляющий, нежный, теплый финал: ощущение того, что все было не напрасно и ничто еще не кончено - именно потому, что герои смогли прийти к пониманию друг друга до того, как все окончательно рухнуло в бездну.

Наверное, я впервые так прониклась дуэтом Светланы и Флоренс "Я знаю его" именно потому, что в этом исполнении я увидела не оплакивание или смакование былых чувств, а неожиданное открытие - впервые героини понимают, что для героя ценно и что им движет - и этом приносит им не боль, а освобождение от каких-то неоправдавшихся былых надежд - и это находит свое проявление в дальнейших сценах, включая "Сделку". Впрочем, понимание - это не исключительно женская тема, она является важной частью линий и Трампера, и Сергиевского. Как Фредди понадобилось понять ненавистного соперника Сергиевского, чтобы прийти к пониманию себя в "Как же мне жаль" и отпустить свое прошлое - так и Анатолию требуется пройти еще более долгий путь, чтобы понять самого себя и выйти из вечного цугцванга, замкнутого круга, о котором он поет еще в "Там, куда хотел попасть". И вот эта тема понимания как ключа к освобождению, мне кажется, отлично сочетается именно с эпилогом, в котором "История шахмат" соседствует с "Ты и я". Миф о братоубийственной вражде принцев, из которой родилась высокая игра чистого, свободного от низменных эмоций и порывов разума - на мой взгляд, вполне является метафорой того, что игроки должны отринуть свои амбиции, чтобы они же их самих и не погубили. Это, пожалуй, неожиданно светлая, гуманистическая трактовка тезиса "игра важнее игроков", спасительный катарсис вместого карающего рока. Но разве эта трактовка чему-нибудь противоречит?

И вот здесь самое время перейти к актерскому составу по персоналиям.

читать дальше

Резюмируя: кажется, я нашла свой дрим-каст, на который еще обязательно схожу.