Наверное, было бы логичнее написать отзыв сразу на выложенную в свободный доступ
официальную видео-запись "Последнего Испытания" в постановке Леге Артис (реж. П.Меньших), тем более на самом спектакле 15 октября я была и по какой-то причине забыла написать отзыв. Но его, по-хорошему, надо будет снабдить мыслями по поводу самой постановки, а мне пока немного не до этого.
Поэтому - мысли вслух по итогам прослушивания первого акта новой аудио-записи в исполнении Леге-каста.
В общем и целом — это, конечно, качественная работа. Реальных технических косяков я не обнаружила, поэтому все упирается в персональные фломастеры и предпочтения. Ну и особенности студийной записи
(которую Богачев на презентации диска ТдВ очень метко назвал "стерильной"): по-моему опыту, очень мало кто может передать в нейвесь тот эмоциональный накал и даже драйв лайв-исполнения. В основном же стараются записать в лучшем виде вокал, и из-за этого часто страдает актерская игра (которая и так приходится воспринимать без видео-ряда). Еще странноватые впечатления вызвал, как бы сформулировать, "звуковой фон": в конкретной студийке некоторые моменты разговоров без инструментала и других звуков на фоне звучали... таким, не лучшим радио-спектаклем. Не знаю, в чем фишка, но в паре мест возникало такое ощущение (это именно ощущение, а не претензия на обличение реального косяка)). Еще из общих впечатлений... Не знаю, в каком порядке записывались арии, но в целом ощущалось так, будто в 1й части почти все только распевались и "набирали обороты", а вот во 2й достигли нужного накала, проходящего красной нитью через всю сюжетную ветку Истара.
Если по персоналиям...
читать дальшеРейстлин - Евгений Егоров. Наверное, надо сразу оговорить: в ПИ у меня нет артистов, которых я прямо не люблю и на дух не переношу, просто есть предпочтения и более близкие трактовки, которые не мешают мне признавать удачные моменты и сильные стороны у других. Женя мне вообще не понравился в своем время на ПредПИ и в своем премьерном спектакле (что игрой и пластикой, что вокалом), но потом в гастрольке в дуэте с Бурлюкало-Крисанией абсолютно поразил по всем параметрам (спектакль 26 декабря 2015 г. вообще был в плане вокала и звука идеален). А вот в Леге, как показали дерньеры, он как-то немного иначе делает свой образ, менее интересным для меня в сравнении со своей же гастрольной трактовкой.
Что касается непосредственно аудио. Зная, как Егоров умеет петь (в т.ч. именно Рейстлина), была разочарована тем, что он столько времени поет не на опоре, не в полный голос - глуховато, хрипловато, иногда переходит на речитатив. Есть подозрение, что он делает это намеренно, для создания более мрачного образа болезненного, терзаемого внутренними драконами черного мага, потому что сам по себе Егоров и внешне, и по тембру голоса больше походит на лирического героя. В итоге лично я недополучаю ни нужных эмоций и интонаций, ни прошибающей до дрожи силы голоса (все-таки, с лайвом студийка не сравнится никогда; та же Ханпира вживую поет намного эффектнее, чем на аудио 2009-2010 гг.).
Вот это впечатление от пения Егорова у меня стойко держалось всю 1ю часть (кстати, Ария чародея вообще прозвучала как будто чужим голосом), но потом пошел материал, который больше располагает к этой самой эмоциональности и драйву. Диалог при встрече с Крисанией, например, прошел мимо меня, а вот в "Прокуроре" хрип уступили место очень правильному почти рычащему звучанию. Но мне очень не нравится искусственное эхо, которое было использовано в паре арий Рейстлина. Если бы исполнение было более рОковым - возможно, это и звучало бы гармонично, но не в нынешнем виде. Что-то похожее на это рОковое звучание стало проявляться в "Гладиаторе", там очень классные интонации в начале, когда Егоров поет вполголоса, как бы шепотом, но полноценного развития эта манера исполнения в первом акте не получила. Посмотрим, что будет во втором - как минимум "Армия Чародея" к этой очень располагает.
Крисания - Елена Минина. Вокально, разумеется, она блистает, но в плане драматической игры сильно уступает всем трем оставшимся Крисаниям. Крисания Мининой предстает, на мой взгляд, излишне идеальной, правильной и возвышенно-холодной. Это верный тон на начало истории, но потом ее героиня замирает в развитии, становится статичной - внутренний конфликт Крисании не получает нужного по эмоционального накалу развития. Мне у Мининой очень не хватает страстности и красивых, глубоких низов, плюс по-настоящему хорошо, естественно для моего слуха она звучит в дуэте только с Толстокоровым, в остальных случаях либо сильно сдерживает себя, либо напрочь забивает партнера (интересно, что выйдет во втором акте со студийной "Изидой..." - мне пока ни один дуэт - ни вживую, ни в записи - с участием Мининой не понравился).
В общем, с учетом вышесказанного я не могу упрекнуть Елену в плохом исполнении, но оно "не мое". Мне не хватает, например, некоей дуэльности во "Встрече у летописца", всполохов губительной страстности в "Игре с огнем" (возможно, просто особенности восприятия тембра, но по эмоциональности для меня не сильно отличается от спокойной, просветленной "Молитвы", в то время как эта ария - это принятие вызова, азарт, та самая темная сторона праведной жрицы, которая не даст ей пройти ее последнее испытание). Кстати, на дерньере, насколько я помню, Минина играла немного иначе - была если не более страстной, но более жесткой и гордой - скорее всего, это относится к вопросу о том, что не все артисты в студии могут воспроизвести драматическую составляющего своего обычного образа. Во 2й части для меня Минина звучала намного органичнее - здесь и персонаж проявляет именно свою светлую сторону, искренность, веру в свет и людей, праведное негодование, оттеняемое дуэтом с КЖ-Толстокоровым (ну, об этом дуэте я уже говорила; но тут подумалось - насколько хорошо у Мининой звучит с Толстокоровым "Обличение", но каким бы вышло их "Искушение состраданием"?)
Такхизис - Вера Зудина. Вообще, в плане появления Такхизис спектакль очень несбалансированный: в первом акте есть только "Зов Бездны" и инструментальная тема Бездны в Истаре, которая тревожит Рейстлина. Это оффтоп, но мне всегда думалось, что Легенду Такхизис стоило бы перенести из конца спектакля, практически афтершоу, в конец 1 акта, где она изначально размещалась в оригинальном аудио, пусть и бонусом. Это закольцовывало бы появление Такхизис в начале и в качестве репризы давало бы предостережение - "Но нам с тобой иной пример известен _пока_": будет ли у этой истории другой финал, который не закончится гибелью мира?
Впрочем, я увлеклась =) Но о Зудиной по одной арии сложно много сказать: мне нравится характер, который она делает, но вокально, к сожалению, Вера не очень ровна. "Зов Бездны" вышел хорошо, но... не больше. По личному опыту знаю, что она могла бы спеть более звучно и эффектно, но в целом такое звучание укладывается в трактовку арии как смутного сна Рейстлина, и решающим для образа Такхизис будет именно второй акт.
Карамон - Андрей Лобашев. Лобашев парадоксальным образом в записи звучит лучше, чем вживую =) Его Карамон мне очень симпатичен, он (как и у Сусалева) более рыцарственный, однако при этом персонаж явно более сложный и драматичный, вот только - объективно: при вполне хорошем владении голосом, сам тембр у Андрея немного специфический - в спектакле он звучит немного монотонно-дребезжаще. В записи же от этого почти удалось избавиться, и это очень здорово - с учетом того, что интонации, игра голосом не пострадали. Очень хочу услышать "Колыбельную", но пока есть и "О братстве" - очень здорово вышло.
(Эх, из сферы несбыточного - ПИ, исполненная именно как рок-опера, с соответствующими аранжировками и исполнениями арий...)
Тика - Ирина Круглова (Айрэ). Умничка, всегда была и есть. Очень хорошо поет и при этом еще лучше играет. Одна единственная ария, но за нее Айрэ успевает создать очень проработанный, многогранный, живой и располагающий образ Тики, в которой есть и хозяйственность, и авантюрная нотка, и серьезность, и увлеченность, и заботливость, и усталость, и природная деятельность натуры, которая не дает ей отчаяться.
Король-Жрец - Алексей Толстокоров. Ну, тут без комментариев =) Он стабильно очешуенно прекрасен. Разумеется, студийная запись не дает того потрясающего эффекта вдавливания в кресло от мощи его голоса (да и аудио не позволяет в полной мере насладиться образом, который Алексей потрясающе дополняет мимикой и пластикой движений), но и так звучит впечатляюще, и в то же время естественно: это та мощь и харизма, которую Король-Жрец и должен излучать, совершенно не вымучивая это из себя, не играя на публику; он производит впечатление не потому, что старается его произвести, а просто потому что это его природа.
Пар-Салиан - Никита Коледин. В аудио - просто идеальный Пар-Салиан (в спектакле, к сожалению, его почти эльфийская внешность сильно дисгармонирует с низким голосом и несколько отвлекает от характера). Даже не знаю, как описывать свои впечатления от него: он умудряется воплощать в себе _весь_ Конклав, что почему-то вызывает ассоциации с оракулом - именно в таком качестве Пар-Салиан оглашает волю Конклава. Он не совсем персонаж и личность, но в рамках ПИ как концепта он и есть функция, не особо наделенная характером. Но в таком исполнении это не выглядит творческой неудачей, наоборот.
Даламар - Сергей Смолин. Да, звучит в записи Смолин тоже немного не так, как обычно на спектаклях, но это как раз пример человека, который умеет записываться в студии без потерь для эмоциональности и расцвеченности интонациями своей партии. Одно удовольствия слушать, как он расставляет смысловые акценты в своих словах, использует очень разнообразную палитру интонаций, где надо повышает или понижает голос - даже не надо видеть его, чтобы представить, с каким выражением лица и движениями Даламар выступает перед конклавом. И мне безумно нравится, _как_ он заканчивает свою сольную арию. Он не задает вопрос, он с абсолютной уверенностью утверждает, что учителю никуда не деться, ему _придется_ поделиться своим хитрым приемом.P.S. Как водится, все вышесказанное - имхо; обсуждение приветствуется, холивары - нет =)