Не то, чтобы полноценный отзыв, но некоторые заметки на полях.
Вышеназванные заметки
Почти все книги я могу условно разделить на три группы. Не то банальное, не то классическое "(не)понравилось" к этому отношения не имеет, здесь дело скорее в оценке содержания на несколько другом уровне. Одни воспринимаются исключительно источниками информации - "спасибо, приняла к сведению" - и не важно, художественная это литература или нет. Другие вызывают в первую очередь эмоциональный отклик - какие персонажи, какие ситуации, какие повороты сюжета - в духе анекдотичного "ящик водки и всех обратно!" (хотя стоило бы подобрать ассоциацию... поизящнее). Это, разумеется, литература художественная, и не важны здесь уже другие аспекты - "штампы" содержания и всякие стилистические особенности. А есть третья группа - книги, которые подчас оставляют меня не то, чтобы опустошенной, но обманчиво апатичной. И охарактеризовать впечатление от них можно такой же обманчиво комичной фразой "много думала".
(Вру, есть еще четвертая группа - "извините, не осилила", но это уже другая тема)
Так вот, про книгу из серии "много думала" я почти никогда не могу сказать, понравилась на мне или нет. За исключением тех случаев, когда она пересекается с другим "типом" книг.
Есть вещи, которые я могу оценивать только с рациональной точки зрения - вернее, только преимущественно с рациональной, ибо нет в мире совершенства (с).
"Американские боги" - как раз тот случай.
К Гейману я присматриваюсь давно. Мне интересны темы и сюжеты его произведений. Но было в них и что-то, вызывавшее опасения - "не осилю", не мое. А что - непонятно. Сюжеты, образы - загляденье. Стиль изложения? Не могу сказать, что мне не нравится. Но и не могу сказать, что нравится читать.
В итоге, я прохожу сквозь книгу потому, что прохожу ее. Ни отторжения, ни погружения в эмоциональном плане. Отстраненное наблюдение. Но так получается... охватить всю картину целиком, что ли. Увидеть индейцев, используя терминологию самих "Американских богов".
Где-то я смотрела на это с легкой неприязнью, где-то - с расположением. Но в какой-то момент паззл складывается - как сложился он и в голове Тени, и не найденная эмоциональная составляющая отходит на второй план, уступая сюжетному... кружеву, паутине, нити котрых подхватываешь и связываешь воедино.
Это сложно описать - мир, складывающий из разрозненных кусочков - единственно-правильным образом. Некая внутренная логика, "сила вещей", которая подхватывает тебя.
И ты начинаешь... сопереживать персонажам, да. Не на эмоциональном, на другом... идейном, что ли, уровне.
Пожалуй, идеи - это именно то, что по-настоящему захватывает меня в подобных книгах и заставляет их ценить.
По правде говоря, частично история Тени кажется мне смутно знакомой. Вот это использование сына отцом в некоем... мистическом повторении пути (скажем так за неимением лучших слов). Если подумать, тут можно найти много такого - смутно знакомого. Может, даже архетипичного?
Не в этом суть.
В конце концов, по прочтении "Американских богов" я поняла, что меня по-настоящему тронули два момента.
Во-первых, разговор Тени с Одином. Мне нравится Тень как персонаж, мне нравится пройденный им путь. В то же время, наличие на этом пути Среды оставляло некий неприятный осадок. Не надо идеализировать персонажа, разумеется, но все же для меня в нем было что-то неправильное. Встреча же Тени с Одином в Исландии все расставила по своим местам. Вот оно - правильное, целое, главное. То, что было раньше - лишь одно из его отражений. Знакомая мне тема, понятная и принимаемая.
Во-вторых, Чернобог. Пожалуй, это то, что запало мне в душу едва ли не больше всего. Его история, описанная в "Американских богах" - это та идея, которая мне сейчас особенно близка. И это кажется мне по-настоящему правильным: то, что Чернобог находит в себе своего брата Белобога. Он сам приходит к этому, сам это осознает и принимает. Причем понимает лучше, чем окружающие - то, чем заканчивается их последний с Тенью диалог, прекрасно само по себе, а на фоне предшествоваших этому слов Зорь - особенно.
И именно эти два момента делают для меня реальным, по-настоящему ощутимым подведенный итог "Американских богов" - пришла весна. Настоящая.