Не прошло и года, но я все-таки взялась за Фантома) Как повелось с "Элизабет", разбор будет в хронологическом порядке, а ему будет предшествовать небольшое вступление о самом мюзикле.
Я не открою Америку, сказав, что мюзикл Йестона и Копита похож на ПО Г.Леру еще меньше, чем мюзикл ЭЛУ. От оригинальной сюжетной линии здесь осталось немного. И если "внешняя" составляющая еще как-то соответствует оригиналу, то "внутренняя" - характеры героев, их истории - уже, прошу прощения, отсебятина автора либретто. Ну и, разумеется, актеров. Поэтому ориентироваться на ПО-1990 с Чарльзом Дэнса при просмотре такаразучных "Фантомов" стоит лишь как на примерный пересказ сюжета. Сравнивать по-своему красивый, но все же тяжелый фильм с красочными спектаклями Такарадзуки было бы просто глупо. Если уж такие, на самом деле, трагические истории как "Роза Версаля" и "Элизабет" в Такарадзуке превращают в красивые романтичные сказки, то ожидать какого-то другого подхода к "Фантому" было бы странно. К тому же, свою роль сыграла и музыка. По эффектности и запоминаемости она уступает музыке ЭЛУ, но сказать, что она хуже, нельзя. Она просто другая. Мне она кажется более живой и светлой, что помогает как-то проще принять финал. Я не знаю, как этот мюзикл заканчивался в западных постановках, однако такаразучным финалам и вообще всей истории эта музыка, на мой взгляд, подходит намного больше, чем подошла бы музыка ЭЛУ. Здесь нет такой обреченности, и сделать образ здешнего Фантома пугающим и отталкивающим не могут даже два убийства.
Так или иначе, с вступлением пора заканчивать и перейти, собственно, к отзыву.
"Фантом" - 2004 - труппа "Космос"
Как я уже говорила в отзыве к "Элизабет" 96 года, "первый блин комом", по крайней мере частично.С точки зрения постановки номеров и костюмов, некоторе моменты выигрышнее смотрятся в цветочной версии 2006 года, однако именно версии Космоса свойственно самое, на мой взгляд, ценное - эмоциональность и душевность. В эмоциональном плане это настолько сильная постановка, что не только забываешь о мелких недостатках, но и каждый раз переживаешь все это вместе с героями.
Заранее предупреждаю,что дальше, скорее всего, будут сплошные эмоции.
Фантом - Вао Йока. На мой взгляд, Вао удалось сбалансировать свой образ так, чтобы он остался романтичным в лучших традициях Такарадзуки, но при этом в нем не угадываешь,а видишь Призрака.Не полностью канонично-книжного, но что-то все равно осталось от персонажа Леру. Мне сложно подробно и внятно объяснить, что мне так понравилось в Фантоме-Вао. Он одновременно хладнокровный, жестокий (вспоминаем убийство Буке) и ранимый, нежный, безнадежно влюбленный (вспоминаем все сцены с Кристиной). Мне нравится этот контраст Призрака, которого видят в Опере, таинственного, властного,гордого, самоуверенного и т.д. и Эрика, повторюсь, ранимого, нежного, искреннего, эмоционального, преданного, но неуверенного и в чем-то еще очень похожего на ребенка (вспоминаем диалог с Карьером, сцена "You are my own", если не ошибаюсь). Но это не просто два разных человека, если так можно сказать, это два облика, соединенном в одном существе, и соединение это дается нелегко, что показывает нам болезненная изломанность и резкость движений в открывающем спектакль номере, в танце после истории, рассказанной Карьером Кристине.Наверное, именно за это я люблю Фантома-Вао. За это, за его трепетную любовь к Кристине и за то, что его образ, несмотря ни на что, остается светлым.
[color=grey]Не могу не отметить здесь и голос Вао. Достаточно низкий, глубокий, он,на мой взгляд, завораживает и больше подходит персонажу, чем голос Харуно Сумире *все-таки не удержалась и сравнила* Но это, разумеется, дело вкуса.
И, раз уж начал выделять преимущества, Фантом-Вао выглядит намного мужественнее, чем Фантом-Оса (и дело здесь не только в коротких волосах).[/color]
Кристина - Ханафуса Мари. О Ханафусе, кажется, я пишу уже в третий раз и в первый, когда это настолько точное попадание в образ. Образ ее Кристины, наверное, для меня так и останется самым правильным. Пожалуй, из виденных мной, он наиболее сооветствует описанному в романе характеру главной героини - искренней, доброй, честной,в чем-то наивной и романтичной, но вовсе не глупой изнеженной инженю.В финале спектакля, на мой взгляд, она проявляет себя еще лучше. Лично мне она кажется весьма храброй женщиной, которая пытается остановить жандармом вовсе не для проформы. Про то, насколько эмоционален в данной версии финал, по-моему, уже говорили - вплоть до того, что Кристина-Ханафуса действительно плачет над умирающим Эриком-Вао, а в репризе "Paris is a tomb"(если я не ошиблась с названием) на ней вовсе нет лица, для нее это действительно трагедия - смерть не просто учителя, но "Ангела Музыки" (пусть здесь этот эпитет вроде и не используется) и любимого. Сказать,что именно такая Кристина была нужна именно такому Эрику - это ничего не сказать. Впрочем, не зря же Вао и Хану считают золотой парой Такарадзуки.
Жерар Карьер - Дзюри Сакихо. По уже наметившейся традиции скажу, что образ, созданный Дзюри Сакихо,нравится мне намного больше фильмовского. Там разумеется, была, что называется, "совсем другая история", но для меня это мало что меняет.Что же касается самого образа... Отмечу эмоциональность (куда же без этого), живость и естесственность Карьера. Дзюри сыграла взрослого человека, совершившего в молодости ошибку и искренне в ней раскающегося, но при этом не "закрывшегося" от мира. Он по-своему обаятелен и доброжелателен, так что нет ничего удивительного, что к нему хорошо относятся в Опере. О детстве Эрика сложно судить, но я уверена, что этот Карьер не отдалился от него и все-таки сумел полюбить мальчика, хотя и не признавался в том, что он его отец. Он также по-отечески, очень тепло относится к Кристине, хотя сложившаяся ситуация его, конечно, здорово нервирует - ведь,несмотря ни на что, за своего сына он беспокоился.И из пистолета он выстретил тоже только из-за слишком сильной любви к Эрику. Переживания Карьера в финале также не менее глубоки и искренни, чем Кристины.
Филипп де Шандон - Аран Кей. На фоне таких колоритных персонажей, как Эрик, Кристина и Карьер, оказавшихся так крепко связанных между собой, Филипп-Аран, увы, несколько теряется. Это, похоже, специфика самого образа. Тем не менее, упрекнуть Аран Кей мне не в чем. Образ ее Филиппа, опять-таки, вышел намного положительнее фильмовского. Несмотря на то, что он аристократ, этот Филипп не кичится своим происхождением, вежлив, обходителен, дружелюбен и, судя по всему, честен и благороден.Не думаю, что он был по-настоящему влюблен в Кристину, но очарован ею - это точно. Думаю, они могли (бы) быть добрыми друзьями, и за данные рамки их отношения не вышли бы. Мне кажется, если бы ему объяснили подоплеку похищения Кристины, он бы отошел в сторону,а то и вовсе смог бы чем-нибудь помочь. Он не похож на злопамятного человека и уж точно не стал бы составлять "гениальные планы" - это видно по тому, как он смотрит на Кристину и умирающего Эрика. Повторюсь, он не знал, чем все кончится, и гибели "конкурента" (хотя здесь любовного треугольника, как такового, и нет) отнюдь не радуется.
Карлотта - Идзумо Айя.Не могла не выделить и Идзумо Айю с ее крайне колоритной героиней, которую актриса на "ура" исполнила аж в двух постановках. Персонаж, безусловно, комический и скорее отрицательный, что не мешает мне любоваться актрисой и ее игрой. А уж "This place is mine" в ее исполнении я могу слушать до дурной бесконечности.
В общем-то, в постановке 2004 года, на мой взгляд, весь каст подобрался очень удачный, каждая актриса справилась с ролью, даже если та была второплановой.
Понравившиеся сцены: в общем-то, в этой постановке мне понравилось все, кроме неудачно сочетающейся с костюмами синей маски Фантома) Но отмечу открывающую сцену спектакля (увы, не помню ее названия), Home, You are music, сцену в бистро, пикник (особенно за игру Вао, когда она снимала маску), побег Кристины и то, как она пыталась вернуться, разговор Эрика с Карьером и You are my own, весь финал.
Здесь же отмечу, смысловую нагрузку финала. О первостепенности любовной линии в данной постановке говорить, наверное, и не стоит, но замечу, что с изменением финала "мораль" всей "басни" может здорово измениться: стоит сравнивать финалы постановок 2004 и 2006, но об этом уже в следующем отзыве.
По поводу aftershow: нам, увы, не повезло, и афтершоу к Фантому-04 на диск попало покромсаным.Т.е. номера идут не в том порядке, что были на сцене, а несколько из них были вынесен за титры, так как идут без музыки. Собственно, по порядку мы имеем следующее:
- танец отокояку с предшествующим ему соло Вао Йоки (увы, не знаю, что это за музыка, если кто-нибудь подскажет - буду рада);
- парный танец под "While floating high above" из мюзикла К.Хилла (оная же мелодия, если правильно помню, из"Ловцов жемчуга): соло Вао, во время которого Ханафуса танцует с несколькими отокояку, и, собственно, танец (частично под запись вокализа);
- традиционный парад аки выход на поклоны [color=grey](а розовое платье Ханафусы - это, случайно, не отсылка к маскарадному платью Кристины из ПО-2004?[/color];
- титры с piano-версией "You are music";
- без музыки - общий номер с солирующей Аран Кей;
- без музыки - танец дебютанток;
- без музыки - общий номер "в красном": начинается с танца мусумэяку и солирующей Ханафусы, с ней недолго танцует Дзюри Сакихо, которая также недолго солирует, а на заднем плане, тем временем, вместе танцуют отокояку и мусумэяку, после чего на "серебряный мост" выходит Вао в золотом балахоне и тоже поет, периодически спускаясь в зал.
Takarazuka "Phantom" - Cosmos troupe, 2004
astha
| четверг, 16 июня 2011